Глобальный проект «Экономический пояс Шелкового пути»
Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» предполагает строительство не только трансконтинентального железнодорожного сообщения между Китаем и Европой через Казахстан (он в рамках этого проекта уже построил свою часть – «Светлый путь» – «Нурлыжол») и Россию (с задействованием Транссибирской магистрали), но и транспортной инфраструктуры во всех странах, входящих в проект.
А далее, провозгласив «Один пояс, один путь», Китай предложил осуществить глобальные инфраструктурные изменения практически на всей планете. Всемирная система транспортных коридоров должна соединить Австралию и Индонезию, Центральную и Восточную Азию, Ближний Восток, Европу, Африку и, через Латинскую Америку, США. Сюда включены строительство и реконструкция железных и автомобильных магистралей, морских и воздушных портов, прокладка трубопроводов, линий электропередачи и т. д. По самым скромным оценкам, проект коснется 4,4 млрд человек – более половины населения Земли.
Вид сверху на контейнерный терминал
На евразийском участке проекта планируется строительство железнодорожных путей от трансконтинентальных линий в Иран, Индию, Мьянму, Таиланд, Пакистан, Непал, Афганистан и Малайзию, в другие регионы Юго-Восточной Азии и Закавказья (в Азербайджан, Грузию). Маршрут включает тоннель Мармарай под проливом Босфор, паромные переправы через Каспийское море (Азербайджан – Иран – Туркменистан – Казахстан) и коридор «Север – Юг» (опять же с возможным участием России). ООН предлагает дальнейшее расширение «Евразийского сухопутного моста», в том числе проект Трансазиатской железной дороги.
Эти планы уже подкрепляются финансированием. В 2014 году Китай создал инвестиционный Фонд Шелкового пути с запланированным объемом в $40 млрд (в мае 2017 года было объявлено об увеличении размеров фонда до $54,5 млрд, а также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом около $100 млрд. Его участниками стали 57 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Европы, включая Россию.
Китайская тактика
«Один пояс, один путь» рассчитан на реализацию в течение 30 лет. Один из первых проектов, профинансированных Фондом Шелкового пути, – железная дорога в Кении Момбаса – Найроби. Инвестиции в размере $1,65 млрд вложены в строительство гидроэлектростанции Каро в Пакистане. Проинвестирован проект «Чистый уголь Хассиана» в Дубае.
Соглашение о сопряжении проектов
В мае 2015 года Путин и Си Цзиньпин подписали соглашение о сопряжении проектов «Экономический пояс Шелкового пути» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отмечено, что основной площадкой для обсуждения вопросов сопряжения станет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). С тех пор было много сказано, однако немного сделано в области реального строительства, хотя Фонд Шелкового пути приобрел 9,9% проекта «Ямал СПГ» и 9,9% акций СИБУРа.
Восточный форум
На Восточном форуме глава Внешэкономбанка Игорь Шувалов и председатель Государственного банка развития Китая Ху Хуайбан подписали соглашение о предоставлении РФ кредитных средств в объеме до 12 млрд юаней для финансирования проектов в рамках ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь». Никакой конкретики, впрочем, раскрыто не было.
Международный форум 2016
«Когда я был в конце 2016 года на первом Международном форуме «Один пояс, один путь» в Китае, довольно высокопоставленные китайские товарищи за коктейлем жаловались, что устали ходить в Оренбурге и Ульяновске в бани с российскими коллегами, каждый год рассматривая макеты дорог, которые они видели и пять, и семь лет назад, но не обнаруживая ни принятых решений, ни смет, ни конкурсов на подряды», – рассказывает директор Центра исследований постиндустриального общества, экономист и политолог Владислав Иноземцев.
Итог
Сейчас российские чиновники ведут себя точно так же, как китайские в 2000-е: улыбаются, жмут руки, выражают энтузиазм и… ничего не делают. Но китайцы тогда вынашивали свой проект – и строили под него внутренние железные дороги и автомагистрали. А что делает Россия? «Россия ничего не хочет делать, – говорит Иноземцев. – А в Казахстане дорога до Актау, железная и новая автомобильная, были построены меньше чем за три года».
Продолжение следует…